Да , только вернее его называть трансмиссионной жидкостью, оно там не только для смазки.Двигатель будет работать без масла(не долго, но будет) АКПП без масла не будет работать - нисколько. Машина просто не двинится с места. Т.к. через это масло передается крутящий момент.
Еще там изнашиваются пакеты фрикционов и гарь от них попадает в масло ,а потом в фильтр.
Замена масла частично 5литров стоит на неоф. сервисе 380руб. за литр масла + 500-700руб за работу итого 2600 раз в 20.000 т.к. этого будет достаточно , что бы потом не менять все масло 7000т.р. на обычном сервисе и 9000т.р. на официале.
С какой машины пересел на астру? У меня были такие же ощущения после 210л.с. Я эту астру непойму она иногда да же почти валит, а иногда не едет хоть ты тресни

тупая адаптивность современных авто просто бесит , был фокус американский с механическим приводом газа- 2.0 130л.с. отклик на нажатие газа моментальный, только автомат мог тупить, но не как на астре))