Потребность в зимнем ДТ удовлетворяется лишь наполовину. От общего количества поставляются 85% летнего ДТ, 14% зимнего и 1% арктического. А поскольку летнюю солярку в чистом виде зимой использовать нельзя даже в южных регионах России, владельцы дизельных автомобилей вынуждены разбавлять топливо бензином или керосином. Двигателю это явно не на пользу. Неизбежен его ускоренный износ. Но что делать, если солярка при наступлении холодов сначала густеет и застывает. При небольшой минусовой температуре в топливе образуются кристаллы парафинов. Они-то и забивают фильтры, после чего затрудняется или прекращается поступление топлива в цилиндры двигателя.
Эксперты рекомендуют для преодоления зимних проблем применять депрессорно-диспергирующие присадки. Кстати, при их введении в летнее дизельное топливо на нефтеперерабатывающем заводе получают зимнее топливо марки ДЗп. Оно сохраняет свойства до –15°. Эти присадки, как правило, качественные. Они прошли испытания и допущены к применению в России. Причем, на заводах присадки вводятся при определенной температуре, что обеспечивает качество ДТ.
Независимые эксперты недавно провели эксперимент. Они взяли 20 образцов ДТ и проверили его на соответствие действующим стандартам. Оказалось, что не соответствуют ГОСТам 16 образцов топлива – 80%. Причем, как правило, где продают некачественное топливо, его зачастую не доливают. Но недолив больше 1 л практически виден невооруженным взглядом. Может, пора на пистолет при заправке топлива ставить индивидуальную насадку-счетчик? А еще лучше компактный электронный анализатор. Дорого. Но тогда такие анализаторы с электронным табло по инициативе контрольных органов можно устанавливать на АЗС.
Конечно, бороться с недобросовестными продавцами топлива должны государственные органы, например, Московская транспортная инспекция (МТИ). По данным МТИ, около 15% дизтоплива не отвечают нормам по чистоте, содержанию серы и низкотемпературным свойствам. По закону, продавцов некачественного топлива штрафовать в размере пятикратной величины незаконно полученного дохода (но не менее 50 минимальных окладов). При повторном нарушении инспекция обязана приостановить действие лицензии. Но инспекторы МТИ жалуются, что им не хватает полномочий.
требования, предъявляемые к дизельному топливу
цетановое число
фракционный состав
предельная
коэффициент
содержание
50% перегоняются
90% перегоняются
температура
фильтруемости,°С
фильтруемости
при температуре,
при температуре,
серы, %
не выше,°С
не выше,°С
по ГОСТ 305—82
летнее
45
280
360
–10
3
0,2
Зимнее
45
280
340
–15
3
0,2
по московским городским ТУ 38.401—58—170—96
летнее
49
280
360
–10
2
0,05
зимнее
45
280
340
–15
2
0,05
показатели зимнего дизельного топлива, которое производится на Рязанском нефтеперерабатывающем заводе (ТНК)
цетановое число
47
температура помутнения,°С
–19
предельная температура фильтруемости,°С
–30
температура застывания,°С
–42
массовая доля серы, %
0,035
коэффициент фильтруемости
1,34
содержание воды и механических примесей
отсутствует