Современные моторные масла включают, как правило, достаточно сложную композицию (так называемый пакет) присадок различного функционального назначения, в частности, присадки антиокислительного и противоизносного типа, представляющие собой цинковые соли диалкилдитиофосфорной кислоты с различными алкильными радикалами. Несмотря на их высокую антиокислительную и противоизносную активность, содержащиеся в составе этой присадки атомы фосфора и серы, а также образующаяся сульфатная зола (атомы цинка) оказывают отрицательное действие на эффективность систем очистки выхлопных газов (каталитические нейтрализаторы, системы рециркуляции выхлопных газов, сажевые фильтры), которыми оборудованы двигатели внутреннего сгорания, отвечающие требованиям Euro-4 и Euro-5.
Негативное влияние присадок этого типа на работу каталитических нейтрализаторов выхлопных газов связано с их дезактивацией под влиянием продуктов разложения дитиофосфатов цинка в виде стекловидной массы, образующейся на поверхности нейтрализаторов. Повышенное содержание в масле серы и наличие сульфатной золы обусловливают увеличение количества отложений в системе рециркуляции выхлопных газов, что приводит к интенсивному закупориванию пор сажевых фильтров и снижению эффективности их действия. По этим причинам при разработке состава моторных масел за рубежом возникло и развивается направление в создании
масел нового поколения, так называемых Low and Zero SAPS (Low Sulphated Ash, Phosphorus and Sulfur), т.е. масел с низким уровнем или полным отсутствием сульфатной зольности, фосфора и серы. В связи с этим актуальной проблемой является разработка новых, перспективных присадок к смазочным маслам, имеющих высокие противоизносные и антиокислительные свойства. При этом принципиально важным является обеспечение экологических требований по минимальному содержанию в присадках атомов металла, фосфора и серы.