Вспомни наш 93-й.
Кризис явился следствием противостояния двух политических сил: с одной стороны — президента Российской Федерации Бориса Ельцина (см. Всероссийский референдум 25 апреля 1993 года), правительства, возглавляемого Виктором Черномырдиным[6], части народных депутатов и членов Верховного Совета — сторонников президента, а с другой стороны — противников социально-экономической политики президента и правительства: вице-президента Александра Руцкого, основной части народных депутатов и членов Верховного Совета Российской Федерации во главе с Русланом Хасбулатовым, большинство в котором составлял блок «Российское единство»[7], в который входили представители КПРФ, фракции «Отчизна» (радикальные коммунисты, отставные военные и депутаты социалистической ориентации[8][9]), «Аграрный союз», депутатской группы «Россия», руководимой инициатором объединения коммунистических и националистических партий[10] Сергеем Бабуриным[11].
События начались 21 сентября с издания президентом Б. Н. Ельциным указа № 1400 о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, чем, согласно заключению Конституционного суда, была нарушена действовавшая тогда Конституция[12]. Собравшийся в тот же день Президиум Верховного Совета, сославшись на статью 121.6 конституции, объявил о прекращении полномочий президента Ельцина с момента издания указа 1400 и призвал не исполнять его[13]. 24 сентября X Съезд народных депутатов, созванный противниками Бориса Ельцина, также заявил о прекращении полномочий президента с момента издания указа № 1400 и оценил его действия как государственный переворот[14]. Однако, Борис Ельцин де-факто продолжал осуществлять полномочия президента России. 4 октября Съезд и Верховный Совет были разогнаны с применением оружия и бронетехники.
Существенную роль в трагической развязке сыграли личные амбиции председателя Верховного Совета Руслана Хасбулатова, выразившиеся в его нежелании заключать компромиссные соглашения с администрацией Бориса Ельцина в ходе конфликта[15], а также самого Бориса Ельцина, который после подписания указа № 1400 отказывался напрямую разговаривать с Хасбулатовым даже по телефону[16].
По заключению комиссии Государственной думы, значительную роль в обострении обстановки сыграли действия сотрудников московской милиции по разгону митингов и манифестаций в поддержку Верховного Совета и задержанию их активных участников в период с 27 сентября по 2 октября 1993 года, что в некоторых случаях приобретало характер массовых избиений манифестантов с применением спецсредств[17].
С 1 октября при посредничестве патриарха Алексия II под эгидой РПЦ проводились переговоры противоборствующих сторон, на которых предлагалось выработать «нулевой вариант» — одновременные перевыборы президента и народных депутатов. Продолжение этих переговоров, назначенное на 16:00 3 октября, не состоялось из-за начавшихся в Москве массовых беспорядков, вооружённого нападения группы защитников Верховного Совета во главе с Альбертом Макашовым по призыву и. о. президента Александра Руцкого на здание мэрии (откуда велся огонь по сторонникам Съезда и парламента) и отъезда группы вооружённых сторонников Верховного Совета на угнанных армейских грузовиках к телецентру «Останкино»[18].
Мнения о позиции Конституционного суда Российской Федерации с В. Д. Зорькиным во главе, расходятся: по мнению самих судей и сторонников Съезда, он сохранял нейтралитет; по мнению стороны Ельцина — участвовал на стороне Съезда[19].
Расследование событий не было завершено, следственная группа была распущена после того, как в феврале 1994 года[20] Государственная дума приняла решение об амнистии для лиц, участвовавших в событиях 21 сентября — 4 октября 1993 года, связанных с изданием Указа № 1400, и противодействовавших его реализации, независимо от квалификации действий по статьям УК РСФСР[21]. В результате общество до сих пор не имеет однозначных ответов на ряд ключевых вопросов о происходивших трагических событиях — в частности, о роли политических лидеров, выступавших как на одной, так и на другой стороне, о принадлежности снайперов, стрелявших по мирным гражданам и сотрудникам милиции, действиях провокаторов, о том кто виноват в трагической развязке. Имеются лишь версии участников и очевидцев событий, следователя распущенной следственной группы, публицистов и комиссии Госдумы РФ, возглавляемой коммунисткой Татьяной Астраханкиной, приехавшей в Москву из Ржева в конце сентября 1993 года для защиты Дома Советов[22], которую товарищи по партии, в частности Алексей Подберёзкин, называли «ортодоксом»[23].
В соответствии с новой Конституцией, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года и действующей с некоторыми изменениями до настоящего времени, президент Российской Федерации получил существенно более широкие полномочия, чем по действовавшей на тот момент Конституции 1978 года (с изменениями 1989—1992 годов). Должность вице-президента РФ была ликвидирована.