Удочка – это, наверно, самый старый способ обмана. Рыба – дура, но не настолько, чтобы заглатывать пустой крючок. Нужна наживка. Кроме того, крючок должен быть запрятан в наживку так, чтобы рыба его не заметила. Чем больше крючок, тем больше и вкусней нужна наживка. Леска должна быть настолько тонкой и прозрачной, чтобы рыба не могла увидеть связь вкусной наживки с рыболовом, который находится всегда вне видимости рыбы. Цель рыбы – съесть вкусную наживку, цель рыболова – обманув рыбу, «подсечь» ее на крючок и вытащить из привычной среды, в итоге погубив. В процессе ловли важны не только параметры наживки и удочки, но и скорость процесса, то есть быстрота реакции и сила рыбы и рыболова.
В точности по этой системе происходит обман людей. Роль наживки выполняет правда, ложь является крючком. Чем больше ложь, на которую хотят «подцепить» человека, тем больше ему сначала преподносится правды. Это может быть такое «откровение», что на него способен «клюнуть» и весьма искушенный человек. А вот когда он полностью поверит глашатаю этой самой, что ни на есть настоящей правды, запускается ложь. Если это происходит еще и в режиме дефицита времени, когда и подумать-то серьезно некогда, а защитный фильтр уже снят (ведь поверил!), шансов на спасение оказывается совсем немного. Это усугубляется выплескиванием огромной массы второстепенной, а часто и просто ненужной информации, проверить которую человек не имеет ни возможности, ни желания. Эти подробности, якобы, подтверждающие достоверность сообщения, на самом деле являются обыкновенным информационным шумом, окончательно забивающим защитный фильтр человека. Не попасться в такой ситуации может только «премудрый пескарь», знающий, во-первых, что он является объектом ловли (или подозревающий об этом), а, во-вторых, всегда старающийся найти связь между причиной предъявления правды ее глашатаем и стоящими за ним силами.
Можно привести массу примеров подобного способа обмана...