НА КАРАВАНЧИКЕ ЧЕРЕЗ ТРИ СТОЛИЦЫ К ТУПИКАМ И КИТАМ (НОРВЕГИЯ, ИЮНЬ 2008)
ПРИМЕЧАНИЕ: ОТЧЕТ ПИСАЛ НА ПРИВАЛАХ, ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ, ПОЛУЧИЛОСЬ МНОГО, УРЕЗАТЬ ЛЕНЬ.
ВВЕДЕНИЕ
О большом семейном путешествии в волшебную страну Троллей мечтали давно. Идея свободного вояжа на своем авто родилась благодаря прочитанным отчетам об автопутешествиях, которые рассеяли все сомнения и страхи и предоставили необходимую информацию. Большое спасибо всем авторам, которые не поленились обнародовать свои впечатления о поездках. Многие из этих отчетов можно смело поставить на одну полку с выдающимися литературными произведениями современности! Особая благодарность Дмитрию Владиславовичу («Автомобильное путешествие по заполярной Норвегии, июль 2007»), а также Сергею Тихомирову и его супруге за подробные и качественные отчеты об автопутешествиях по Норвегии.
Приступая к своим «непутевым заметкам», мы вовсе не претендовали на то, что бы они явились эталоном для проведения подобных поездок. Кому-то наш способ познания окружающего мира покажется неинтеллигентным и ненаучным – слишком мало собрано интересной информации об увиденных достопримечательностях. Получился эдакий беглый взгляд из окна автомобиля, «галопом по Европам». Полностью согласны с такой критикой. Мы слишком ленивы и не любим «напрягаться» в отпуске. Другие читатели возможно предпочитают более комфортабельный, а стало быть и более высокобюджетный отдых с барами, ресторанами и прочими удовольствиями. Мы не избалованы судьбой, не брезгуем ночевкой в палатке, яичницей на завтрак, а кемпинг кажется нам пятизвездочным отелем. Активисты могут высказать другую точку зрения – слишком мало экстрима. Соглашусь и с ними – мы не спортсмены и не собирались ставить рекордов. Хотя приятных острых ощущений нам вполне хватило. Заранее прошу прощения за излишние подробности, которые могут быть очевидны для опытных путешественников, но показались интересны нам как дилетантам, которых распирает море невысказанных эмоций.
Думаем, что основная цель нашего опуса – сорвать с дивана всех колеблющихся и сомневающихся, всех, кто захочет променять размеренный отдых на приключения, дорогу и дивные красоты северной природы Норвегии.
ПОДГОТОВКА, ЭКИПАЖ, СНАРЯЖЕНИЕ
Как всегда подготовка к отпуску была скомкана текучкой. Последние дни перед отъездом на работе творилась полная Хиросима. Хронический недосып достиг своего апогея. В итоге все получилось как обычно – сборы в последний день до полуночи, предстартовая бессонница, выезд в 6 утра на кофе и адреналине. Для себя на будущее решили однозначно – нужно брать отпуск за 1-2 дня до отъезда и ХОРОШЕНЬКО ВЫСПАТЬСЯ!!! Иначе первые дни поездки превращаются, мягко говоря, в легкий сумбур. НЕ ГОВОРЮ УЖЕ ПРО БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГЕ.
1. ЭКИПАЖ 4 ЧЕЛОВЕКА:
- рулевой обоза и автор этих строк – ваш покорный слуга, Riko
- капитан корабля (кок по совместительству) - моя половинка
- переводчик, фотомодель - дочь,16 лет.
- штурман, фотограф, рыбак, дезорганизатор – сын, 14 лет.
2. АВТО
АстроКараванище «Белоснежка и 140 гномов», к моменту старта еще совсем девушка (прошла 4.5 тыс.км). Для посетителей astraclub.ru должен отметить, что караванчик за время путешествия полностью оправдал возложенные на него обязанности, и за пройденные по скандинавским дорогам 5,5 тыс. км не подвел ни разу. Дорогу держит отлично: рулить на горном серпантине полный кайф. Мотор 1.8 приемистый, тянет хорошо и при обгоне, и в гору. Подвеска комфортная – и не жесткая, и на «волнах» не укачивает. Тормоза – супер! Очень удобные сиденья, не уставал даже при длительных перегонах. Куда делся мой радикулит? Весь скарб уместился в багажник, в салоне просторно. Салон «Космо» по «приятности» действительно космический. Панорамный люк в горах – просто сказка для задних пассажиров! При отсутствии сильной жары за бортом климат-контроль просто не нужен – открытый люк превращает караванчик почти в twin top (Астра-кабриолет). Расход бензина приятно удивил – 6.5 л! Правда, климат почти не включали, правил не нарушали: основная часть дороги - до 80, на отдельных участках – до 110 км/ч.
Чтобы не сложилось впечатление, что Опель лучшая машина в мире, перечислю и негативы (ИМХО):
а) шумоизоляция не как у Мерседеса (имею в виду не рев двигателя, а шум покрышек на скорости больше 100).
б) радиус разворота великоват (думаю из-за того, что конструкторы решили «впихнуть» большие колеса в относительно маленькие колесные арки). На тесных европейских парковках было тяжеловато. Однажды заехал по-глупости по горной грунтовке вверх. Наметил, как мне показалось, достаточный для разворота пятачок. Стал разворачиваться – не тут-то было! Хоть вертолет вызывай! Пришлось повозиться – и домкрат в ход пошел, и скалы пришлось порушить. Порожик все равно поцарапал о норвежские камни. Зато ума прибавилось (?), да и одна из горных дорог Норвегии шире стала.
в) в потолке у передней кромки люка поселился тихий и ненадоедливый сверчок.
2. ПЛАНИРОВАНИЕ МАРШРУТА.
Планируемое время экспедиции - до 20 дней. Мы уложились в 18 (с 20.06.08 по 7.07.08). Маршрут прикидывали по АutoRute 2005, в дороге вносили коррективы и вводили задание в навигатор. При планировании принимали во внимание следующее:
-Заранее заказываем только паром Турку-Стокгольм, возвращаемся по суше, огибая с севера Ботнический залив (обратный паром не заказывали, чтобы не быть привязанными к нему по времени).
-Хотим посетить: в Финляндии - Хельсинки, Турку, на обратном пути – Оулу; в Швеции - Стокгольм, замок в Мариефреде под Стокгольмом; в Норвегии - Осло, Берген и Тронхейм.
-Мечтаем посмотреть природу Норвегии, отдохнуть в понравившихся местах.
-Главные цели поездки две – остров Рунде с его птичьими базарами (самая южная в Европе колония тупиков) и городок Анденес на Лофотенских островах, где организовано лучшее в мире китовое сафари (гарантированная встреча с кашалотами).
При рассчете маршрута я исходил из того, что ежедневный пробег в среднем не должен превышать 300 км. С учетом того, что неизбежны остановки на 1-2 дня для отдыха, в отдельные дни приходилось совершать и более утомительные марши (до 900 км в день).
Мы для себя пришли к убеждению, что НЕ НУЖНО УСТРАИВАТЬ ИЗ ПРИЯТНОГО АВТОПУТЕШЕСТВИЯ УТОМИТЕЛЬНЫЙ АВТОМАРАФОН. Лучше меньше, да лучше. Обязательно нужно планировать отдых в понравившемся месте на 1-2 дня. НУЖНО КАК СЛЕДУЕТ ВЫСЫПАТЬСЯ, ОТМЫВАТЬСЯ И ОБЪЕДАТЬСЯ! Большие пробеги утомляют и не дают возможности насладиться увиденным в полной мере. Учитывая сказанное, дистанцию и время пути каждый должен рассчитать для себя сам. В этом отношении режим «свободного полета» (без предварительного бронирования и оплаты мест проживания) имеет большие преимущества – всегда можно импровизировать и менять маршрут.
3. ФИНАНСЫ.
Ориентировался на данные из прочитанных отчетов. В среднем на подобную поездку рекомендуется иметь по 1000 евро на человека, так я и сделал. Все, что нажито непосильным трудом, хранилось на двух карточках сбербанка России (MasterCard и Visa), а также была небольшая заначка в евро. Из-за первобытного страха ехать в чужую страну только с двумя кусочками пластмассы вместо денег, я в последний день предпринимаю героический финансовый марш-бросок по Невскому. Пугаю кассиров и охранников всех попадающихся на моем пути обменников своим разгоряченным видом. Скупаю все имеющиеся у них в наличии немногочисленные запасы норвежских (NOK) и шведских крон (SEK). Наверное, иметь небольшое количество наличности на руках действительно психологически спокойнее, хотя карточки принимают буквально везде (в том числе в кафе, на паромах, кемпингах и проч.). Монетки бывают необходимы при оплате душа в кемпинге, туалета на вокзале, на некоторых платных дорогах - т.е. там, где есть аппараты, поглощающие только нумизматику.
Что касается карточек, то по нашему опыту MasterCard оказался предподчтительнее, так как Visa по каким-то причинам пару раз не считывалась аппаратами. Обнародую наши расходы:
1. Бензин «95» около 20 000 руб (362 л)
2. Паромы – 10 500 руб (из них «большой» паромТурку-Стокгольм - 5 000 руб, цена
«маленьких» паромов в Норвегии в среднем от 500 до 700 руб, всего за все
многочисленные паромы в Норвегии – 5 500 руб)
3. Платные дороги (их было немного), парковки (в центре городов - они только
платные) – 1200 руб
4. Кемпинги – 22 000 руб
5. Музеи, прогулка на катере вокруг острова Рунде (600 рублей с человека),
китовое сафари (3 000 руб с человека) – 15 700 руб
6. Финская годовая мультивиза на 40 дней и страховка лиц, выезжающих за
границу на четырех человек – 9000 руб.
7. Страховки – Грин карта на автомобиль на месяц 600 руб, расширение КАСКО на
Скандинавию на год - около 5000 руб.
8. Питание – цена вопроса естественно, зависит от вкусов и аппетитов. Мы не
шиковали, но и не постились. Готовили преимущественно сами, иногда
перекусывали в кафе. Продукты покупали в маркетах – цены примерно в 1.2-
1.5 раза дороже, чем у нас, качество - выше. Очень вкусное
маринованное мясо в полиэтиленовых упаковках - вырезка в различных
соусах. Вполне съедобные мясные полуфабрикаты. Много свежей клубники.
Молочные продукты и печенье нам показались вкуснее, чем у нас. В итоге мы
«скушали» около 13 000 руб.
ТАКИМ ОБРАЗОМ ОБЩИЕ РАСХОДЫ НА ПОЕЗДКУ СРОКОМ 18 ДНЕЙ БЕЗ УЧЕТА ГОДОВЫХ ВИЗ И СТРАХОВОК СОСТАВИЛИ ОКОЛО 20 000 РУБ НА ЧЕЛОВЕКА.
4. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЗАКАЗ БИЛЕТОВ И МЕСТ ПРОЖИВАНИЯ.
Заранее (за 3 месяца) заказывали только билет на паром Silja Lain Турку-Стокгольм (автопакет: машина + каюта на 4 чел. без иллюминатора). Каюта отличная – есть кондиционер, душ, туалет, чистое белье. Отправление парома из Турку в 20.00 по финскому времени, прибытие в Стокгольм – в 6.00 по шведскому времени). Дочка по интернету на всякий случай забронировала за месяц кемпинг в Стокгольме. Предоплаты не требовалось.
4. «СПЕЦОБОРУДОВАНИЕ»
-Навигатор Garmin nuvi 200W с картами «Дороги России, версия 5» + карты Европы 2008. Это «живое существо» с голосом строгой учительницы буквально стало пятым членом нашего экипажа. Нуви Гарминовна практически безошибочно провела нас по всем дорогам и развязкам (пару недавно построенных дорог она не знала). В Тронхейме сын забыл переключить ее с пешеходного режима на автомобильный. Гарминовна, удивившись такой скорости пешехода, часто повторяла противным голосом: «Пересчет маршрута» и, в итоге по узким переулочкам, вместо старинного замка привела нас к какому-то, возможно секретному, норвежскому заводу. Там проезд на автомобиле был запрещен, а все норвежцы были в оранжевых строительных касках и удивленно глазели на караванчик с русскими номерами. Мы поспешно ретировались, даже не рискуя фотографировать. В остальном же Гарминовна отработала на «5». Она обеспечивала мое полное спокойствие за рулем. Нет никаких проблем, если во время не среагировал на команду и проскочил нужный поворот. Строгий голос быстро наставит тебя на путь истинный. Такое путешествие без навигатора было бы крайне затруднительным. По крайней мере, при проезде городов, мы бы все как минимум переругались, это уж точно.
-Ноотбук с программой AutoRute 2005 и проложенным еще дома маршрутом. Ноотбук – незаменимая вещь для хранения и обработки фоток, написания отчета, да и как видик для вечерних семейных кинопросмотров.
-Регулятор напряжения автомобильный Vanson 150Вт для питания ноутбука от прикуривателя. Пользовались им редко, так как ноотбук в машине почти не включали.
-Инвертор автомобильный Porto 150Вт (выдает 220В от прикуривателя) нужен для зарядных устройств телефонов и аккумуляторов фотоаппарата. Включали только один раз, так как вполне хватало зарядки аккумуляторов фотика от сети в кемпингах.
-Фотик Canon Power Shot A710 IS – 7,1МПикс, объектив с 6-кратным увеличеним. Да, техника устаревает быстро. Наша «мыльница» смотрелась смешно на фоне «фотопушек», которыми были вооружены окружавшие нас фотоохотники-любители. Теперь и я загорелся профессиональным фотиком.
-Две палатки (3-ех и 4-ех местная), 4 надувных матраца с насосом, 4 спальника, раскладной столик с 4-мя стульчиками, газовая плитка Kovea с 10 газовыми баллончиками. Палатки необходимы на случай ночевки вне кемпинга, когда сон напал на Вас в дороге (в нашем случае 3 ночевки), или когда в кемпинге нет свободных домиков (в нашем случае 4 ночевки). Что касается спальных мешков, то один раз заночевав при +2С, мы поняли, что они должны быть более теплыми, чем наши. Газовая плитка Kovea – просто супер – легкая, греет быстро, компактная, с пьезорозжигом. Готовили на ней при дислокации в палатке.
-Пластмассовая канистра 5л для бензина. Не пригодилась ни разу. Я взял ее как резерв, так как боялся ночных автоматических заправок. Но если быть аккуратным, и заправляться днем, когда в запасе есть еще пол-бака, то проблем не будет. Я прочитал в каком-то отчете, что ЗАПОЛНЕННУЮ БЕНЗИНОМ КАНИСТРУ НЕЛЬЗЯ БРАТЬ НА ПАРОМ, за это штраф более 200 евро. Инфо не проверено, но я в Турку перед паромом на всякий случай слил бензин из канистры в бак. Мы предпочитали заправки Shell – там в кафе всегда вкусные бутерброды и кофе. Единственная трасса, где кроме леса и оленей нет буквально ничего – это Е10 от шведского города Кируна до Финской границы. Заправки редкие, автоматические, и то нужно было съезжать с трассы. Одну такую заправку ночью пришлось брать мозговым штурмом с помощью MasterCard. Когда автомат в абсолютно безлюдном месте ночью поглощает внутрь себя вашу драгоценную кредитку и о чем-то долго раздумывает, выдавая на табло разные шведские слова, вы уже готовы на все и даже можете заказать солярку вместо 95-ого. Желательно при этом еще и перепутать номер колонки. Чтобы меньше нервничать, нужно выбрать в меню английский язык. Бензина однократно автомат залил 23л (ровно на 300 SEK, или 1125 руб).
-Спиннинг – нужно брать обязательно! Рыбалка без лицензии разрешена в море (и во фьердах). На блесну хорошо ловилась рыбка типа наваги. В реках и озерах требуется лицензия или договоренность с собственником земли. Однако детям до 16 лет можно рыбачить везде (кроме искусственных прудов и водоемов, где разводят лосося). Мы этого не знали и зря запрещали Гошке бросать спиннинг. Удержались даже у одного из фьердов, где с берега было видно, как в изумрудной воде плавает крупная форель.
-Теплая одежда, ветровки, прочная непромокаемая обувь, зонтики. В стране дождей без этого нельзя. Что касается стирки и сушки одежды, то во всех кемпингах на общей кухне есть стиральная машина и центрифуга для сушки, а в домиках – электробатареи.
-Запас продовольствия – макароны, каши, шоколад (сникерсы за рулем очень выручали. Мы для себя решили, что продуктов нужно брать минимум. Повторюсь, что цены в больших магазинах не многим выше наших, а попробовать местных продуктов все равно захочется.