Среди огромного разнообразия крепежных элементов, которые сегодня представлены на рынке метизов, шайба по праву занимает одно из первых мест по востребованности. Объясняется это тем, что в абсолютном большинстве резьбовых соединений обыкновенная плоская шайба является обязательным элементом, без которого место крепления не будет таким надежным. Именно этот метиз позволяет значительно повысить момент затяжки без каких-либо видимых повреждений деталей, хотя большинство автомобилистов, которые как говорится незнакомых с предметом, при ремонте авто своими руками с легкостью расстаются с этой ненужной на их взгляд деталью.
Слово шайба пришло к нам из немецкого языка, где им называли крепежное изделие, подкладываемое под гайку или болт, для увеличения площади опоры и предотвращения самопроизвольного откручивания того или другого элемента из-за продолжительной вибрации. Те, кто сталкивался с немецкой техникой, наверняка знают о том, насколько грамотно в ней все продумано, и поэтому у нас не должно быть никаких сомнений на счет полезности шайб в автомобилестроении. Если это крепежное изделие предусмотрено инженерами, то не стоит пренебрегать его использованием, или менять на то, что первое попалось под руку, так как определенные шайбы используются только в определенных узлах.
Вообще, метизы, о которых идет речь в этой статье, разделяют на несколько основных групп. Шайбы бывают:
многолапчатые
косые
зубчатые
быстросъемные
стопорные с лапками
пружинные (гровер)
плоские (уменьшенные, увеличенные, нормальные).
Уже один этот, далеко не полный, список должен внушить уважение к этим крепежным элементам, которые помогают сделать нашу машину более прочной и долговечной. Хотя ради справедливости стоит отметить, что в автомобилестроение как впрочем, и в других отраслях промышленности, чаше всего используются самые простые плоские шайбы , так как они в большинстве случаев на все сто процентов справляются с возложенными на них функциями.
Вторыми наиболее часто используемыми являются так называемые гровера, которые в большинстве своем устанавливаются в узлах с повышенной вибрацией о чем, конечно же, прекрасно знают все владельцы автомобилей, которые не боятся устранять мелкие и крупные поломки своими руками. Наверное, не стоит даже говорить о том, что пружинные шайбы не могут заменяться обычными, так как это практически наверняка приведет к самопроизвольному отвинчиванию гайки или болта со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Надеемся, что этот небольшой экскурс в мир шайб поможет начинающим автовладельцам осознать всю их полезность, и они при ремонте или обслуживании автомобиля не будут выкидывать шайбы, как ненужные детали, которые усложняют процесс сборки и разборки.